Равал — это место рождения Радхарани, деревня Равал находится в 11 км на юго-восток от Матхуры на восточном берегу Ямуны. На окраине деревни есть замечательный храм Радха Кришны.
Это место является Йогапитхом. Йогапитх — это то место, в котором явился Господь. Это место, где явилась на свет Его хладини-шакти, это энергия наслаждения.
В своих произведениях Рагхунатха дас Госвами приводит очень возвышенное описание Равала. Согласно традиции, он избегает напрямую упоминать название населенного пункта Равал. Он называет его
В «Шримад Бхагаватам» песнь 8 гл. 2-4 описывается необычный случай, который произошел с царём слонов Гаджендрой на райских планетах. Он зашел в озеро, где резвился и омывался в прохладной воде со всем своим семейством. А в это время крокодил схватил его за ногу и стал тянуть под воду. Тысячу лет они боролись. Волею своей судьбы Гаджендра оказался в настоящей беде. Он не просто лишился всего, он был на грани того, чтобы потерять свою жизнь. В минуту страшной опасности, на грани смерти, слон Гаджендра, побуждаемый Господом изнутри, вспомнил, что нужно обратиться к Богу, чтобы получить Его защиту.
Это очень глубокая философская история, где Прабхупада говорит, что крокодил – это майя, а слон – это запутавшаяся джива. И он говорит, что хотя слон сильнее крокодила, поскольку он находится в неродной среде, этот крокодил постепенно утягивает его. И Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада приводит эту историю. Он говорит:
«Душа по своей природе выше, чем материальная энергия, но поскольку мы здесь находимся в материальном мире в неродной среде, то эта материальная энергия, как крокодил, который хотя и ниже нас, тем не менее, магнитит нас, затягивает нас. И пока мы без Кришны, мы слабы. Хотя мы относимся к категории высшей энергии (духовной), не будучи через преданное служение связаны с Кришной, мы слабы. И поэтому низшая энергия (материальная) затягивает нас, как этот крокодил, который слабее, чем слон. Слон мог бы затоптать его и все, без разговоров. Но в неродной для слона среде крокодил оказывается сильнее. И он тянет-тянет. И когда этот слон уже полностью ослабел от борьбы, он своим хоботом сорвал цветок лотоса с поверхности этого озера и вознес молитву, которую он помнил из прошлой жизни, поскольку он был проклят. Он был царём Индрадьюмной Махараджем и преданным Кришны, совершившим ошибку».
Как демоны могли войти в духовное тело матери Деваки?
Шримати Деваки Деви не была обыкновенной женщиной — будучи матерью самого Господа Кришны, она не имела материального тела. В стихе из «Шримад-Бхагаватам» 10.3.8 Шукадева Госвами называет ее «дева-рупини», которое указывает на то, что ее тело (рупа) было подобным телу Господа (дева), то есть сач-чид-ананда-виграха. Об этом говорят в своих комментариях к нему все гаудия-ачарьи. Но как тогда шад-гарбхи, шесть демонов могли войти в ее духовное тело, пребывать в нем и родиться из него? Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур отвечает на этот вопрос в своем комментарии к стиху 10.2.8:
мат-стхāни сарва-бхӯтāни на чāхам̇ тешв авастхитах̣ | на ча мат-стхāни бхӯтāни паш́йа ме йогам аиш́варам | ити |
«[Кто-то может удивиться] как это возможно, что материальные шад-гарбхи вошли в лоно Деваки Деви, чья природа — чистая благость (шуддха-саттва), и кто проявляет Господа, являясь Его великой энергией? Это правда. Аналогично тому, как вся вселенная (самашти-джагат) и ее составные части (вйашти-джагат) хоть и входят в Господа, чья природа — чистая благость, но при этом не соприкасаются с Ним, так же и шад-гарбхи, шесть асуров, пребывали в Деваки. Как сказано [в «Бхагавад-гите» 9.4-5], «Все существа пребывают во Мне, но Я не нахожусь в них» и «Живые существа не пребывают во Мне, узри же Мое мистическое могущество!»
Из Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» мы знаем, что по приказу Господа Кришны Йога-майа перенесла Господа Балараму из лона Деваки в чрево Рохини. До этого Деваки родила шестерых сыновей, которые были убиты Камсой. Их предыстория вкратце описана в самом конце Десятой Песни (глава 85), где Деваки спустя много лет просит Кришну и Балараму вернуть ей ее убитых в младенчестве сыновей, а также в комментариях ачарьев к первым двум главам Десятой Песни.
В соответствии с этими описаниями, шестеро сыновей Деваки ранее были сыновьями одного из первых сотворенных существ во вселенной — великого полубога Маричи, сына Господа Брахмы, родившегося из его ума. Когда Господь Брахма привлекся своей дочерью Вак (это описано в ШБ 3.12.28-33), то сыновья Маричи, в отличие от своего отца, стали насмехаться над великим творцом вселенной. Этот недостойный поступок сразу же превратил их из возвышенных полубогов в падших демонов и они были низвергнуты из высших миров в обитель асуров. Так они стали сыновьями великого демона Каланеми, были прокляты не менее великим демоном Хираньякашипу и в последствии были убиты своим же отцом, явившимся как Камса.
Даршан Господа Джаганнатхи по милости Сарвабхаумы Бхаттачарьи
В 6-й главе «Шри Чайтанья-чандродайа-натаки» Кави Карнапур описывает как Господь Чайтанья вскоре после принятия санньясы впервые пришел в Джаганнатха Пури. Среди всего остального там есть и такие довольно интересные слова сопровождавших Его спутников:
«Все [спутники Господа]: Хотя путь к Господу Джаганнатхе можно пройти всего лишь за несколько минут, он кажется невероятно длинным. Что же нам делать? Видеть Господа Джаганнатху, луну Нилачалы, с легкостью могут Его слуги, но никто иной. В особенности нам, иностранцам, это будет очень трудно. Без помощи людей царя нам будет нелегко это сделать».
В соответствии с описанием, данным Шрилой Дживой Госвами в комментарии к Шримад-Бхагаватам, под названием «Лагху-вайшнава-тошани», стих 10.45.3. В первых скобках приведен оригинал, а во вторых я добавил примерный возраст Кришны.
Демон Тринаварта уносит Кришну в небеса – полный год (varṣe pūrṇe).
Дамодара-лила – в начале третьего года (tṛtīyavarṣārambhe kārttike) (2 года и 2м.)
Шукла-тритийа месяца Чайтра традиционно празднуется в Индии как Матсья-джаянти, день явления Господа Матсьи. В этом году этот день выпадает на 30 марта. В честь этого – несколько слов об этой необычной форме Всевышнего Господа.
В своих наставлениях Шриле Санатане Госвами Господа Чайтанья Махапрабху также дал ему знание о различных аватарах Господа («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, глава 20). На основе этих наставлений Шрила Рупа Госвами составил описание всех основных аватар и форм Господа в своей «Лагху-Бхагаватамрите». Мы прежде всего поговорим о ней.
Не так давно я имел возможность поближе познакомиться с комментарием Рамаяны, написанным в конце 16 — начале 17 века вайшнавом из Шри-сампрадайи по имени Говиндараджа. Со всех точек зрения это один из самых важных, авторитетных и последовательных комментариев из довольно большого количества разных объяснений Рамаяны. В предыдущей записи о Шабари я уже упоминал и даже цитировал его. Сегодня хотелось бы рассказать об одной характерной черте «Рамаяна-бхушаны» Шри Говиндараджа, на которой построен весь комментарий. Я не прочитал его весь (сама Рамаяна очень объемна, а комментарий Говиндараджи если не самый подробный, то, по крайне мере, один из таковых), но надеюсь, что еще в этой жизни у меня получится это сделать.
В начале Рамаяны, а также в начале и конце почти каждой книги, Говиндараджа подводит итог всей книги и каждой ее канды, часто делая очень важные для садхак выводы. В конце своего комментария к 4-й главе «Бала-канды» он дает описание восемнадцати тем (или выводов) Рамаяны, бережно переданных по парампаре со времен Шри Шайла Пурны, дяди Рамануджачарьи и одного из его учителей, у которого Рамануджа как раз и обучался Рамаяне. Они подобны десяти темам Шримад-Бхагаватам или 61 объяснению стиха «атмарама», данным Господом Чайтаньей.
В этой статье я хотел бы описать один феномен, касающийся широко известного эпизода, который слышал каждый, кто хотя бы несколько раз в своей жизни посещал лекции на Рама-навами. Несмотря на свою широкую известность, он не упомянут ни в одном из авторитетных изложений Рамаяны и не подтвержден и даже не упомянут ни одним авторитетным ачарьей. Речь идет о том, как Шабари кормила Господа Рамачандру оскверненными лесными ягодами.
Несколько лет тому назад, в 2012 году, меня попросили дать лекцию на Рама-навами. Готовясь к ней, я прослушал пару лекций и также использовал один полезный веб-сайт, где выложена вся Рамаяна с оригинальными шлоками на санскрите, пословным и литературным переводом и небольшими объяснениями на английском. Как в прослушанных мною лекциях, так и в этой он-лайн Рамаяне упоминалось то, что Шабари кормила Господа Раму ягодами, которые она до этого попробовала, чтобы проверить их на вкус (и, соответственно, предложить Раме только самые вкусные и сладкие из них).