Ученик Шрилы Прабхупады Шриман Притху Прабху вспоминает:
В 1973 г. по пути в Индию мы остановились в Москве. Когда мы прибыли, оказалось, что наш самолет уже улетел, и мы вынуждены были остаться в отеле «Интурист» – ждать следующего. Я позвонил Ананта-шанти и попросил его привезти балалайку. Я сказал: «Мы завтра планируем поехать на Красную площадь, а там нужно обязательно спеть Харе Кришна!». Он привёз мне балалайку в отель. Утром, когда все другие туристы поехали на прогулку по Москве, ответственный за нашу группу сказал:
- Вы не поедете!
- Почему?
- Сами знаете, почему!
Оказалось, это был сотрудник КГБ, который подслушал наш разговор с Ананта-шанти. Вместо Красной площади нас повезли в Университет им. Ломоносова, и этот человек с издевкой сказал: «Можете посмотреть на Кремль с Воробьевых гор!»
В издательстве "Уттама-бхакти" вышла знаменитая книга Шрилы Дживы Госвами - Гопала Чампу описывающая игры Кришны во Вриндаване, в том числе очень редкое и сокровенное описание возвращения Кришны во Вриндаван после долгой разлуки.
Гопала-чампу - огромное по объему и непревзойденное по содержанию произведение в стиле чампу-кавьи, в котором одновременно совмещаются проза и поэзия (и песни). Гопала-чампу в хронологическом порядке описывает деяния Господа Кришны на основе 10-й Песни Шримад-Бхагаватам, но также описывает и другие истории о Шри Кришне, включая и непроявленные (апраката) лилы. Шрила Джива Госвами сам говорит (1.1.4-5), что в этой книге он опишет те философские истины, которые он собрал в своей Кришна-сандарбхе, только уже языком поэзии. Гопала-чампу состоит из двух частей и 70-ти глав. Первая часть была закончена в 1588 г., а вторая — в 1592 г. Шрила Прабхупада, идя по стопам своего Гуру Махараджа, дает краткое описание глав Гопала-чампу в своем комментарии к Чайтанья-чаритамрите, Мадхья-лила, 1.44.
гопала-чампу-наме грантха-махашура
нитйа-лила стхапана йахе враджа-раса-пура
Самым известным и выдающимся произведением Шрилы Дживы Госвами является книга под названием «Гопала-чампу». Она повествует о вечных играх Господа и подробно описывает трансцендентные взаимоотношения, которыми наслаждаются во Вриндаване. (Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья-Лила, Глава 1, текст 44.)
Кадамба Канана Свами ведет нас в мелодичный погружающий киртан, где Святое Имя занимает свое законное центральное место.
Не имея ни дохода, ни пристанища ни в одной из организаций, Абхай начал свои скитания по домам Дели, по неделе живя там, куда его приглашали. Что касается пищи, одежды и крова - это было самое тяжелое в его жизни время. С самого детства он никогда не испытывал недостатка в пище и хорошей одежде, и ему никогда не приходилось беспокоиться о том, где придется ночевать. У отца он был любимым ребенком, а от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати получал особые наставления и любовь. Но сейчас Абхай нередко чувствовал себя одиноким.
Не имея дома, он скитался по Дели - от одного временного пристанища к другому. Храм Вишну… Комната в Коммерческом Колледже Капура… Но он по-прежнему искал меценатов, проповедовал послание «Бхагавад-гиты», писал. Он не ставил себе целью найти жилище. Его желанием было напечатать свои божественные книги и положить начало чистому, могущественному Движению по распространению сознания Кришны. Или, как вариант, присоединиться к подобному Движению.
Абхай составил список книг, которые ему хотелось опубликовать:
Лос-Анджелес. Июнь 1970 года.
Повидавшись с Прабхупадой и посмотрев, как все организовано в Нью-Двараке, Брахмананда вылетает в Японию, чтобы проследить за завершающим этапом печати новой книги «КРИШНА». Его миссия заключается в том, чтобы договориться с «Дай Ниппон принтерс» об издании «Обратно к Богу» и «Шримад-Бхагаватам», поскольку у них выше качество и ниже цена, чем у типографии ИСККОН. Сейчас Прабхупада печатает по 125 тысяч экземпляров «Обратно к Богу» в месяц плюс по 15 тысяч на французском и немецком языках. Журнал «Обратно к Богу» - основной источник дохода для Движения.
Прабхупада также хочет, чтобы Брахмананда посещал различные храмы и следил за тем, чтобы там поддерживались должные стандарты, а также посылал регулярные отчеты. Как и Тамал Кришна, Брахмананда - один из возможных кандидатов на пост Джи-Би-Си.
Лос-Анджелес - центр активности, поскольку теперь его посещают многие президенты храмов. Из Нового Вриндавана приехал Киртанананда Свами, который тоже продемонстрировал свое искусство игры на органе перед вечерней программой в среду. Прабхупаде нравится, что преданные используют свои склонности в служении Кришне, и он хочет, чтобы орган использовался и во время других программ. Благодаря присутствию такого количества старших преданных экстаз в храме увеличивается все больше. В результате к храму присоединяется еще больше новых людей, которых передают под опеку Вишнуджаны, их лидера и старшего брата.
Личность Шрилы Прабхупады отразилась во многом: в его книгах, в его учениках, в его последователях, в его храмах, в обществе, им созданном, в историях и воспоминаниях, связанных с ним. Соприкасаясь со всем этим, вы начинаете глубже понимать, кто он и что двигало им, когда он в возрасте 70 лет отправился в Америку, чтобы проповедовать там учение Кришны.
Мало просто подносить цветы и петь гуру-вандану. Для нас это всего лишь ритуал. Когда возвышенный преданный подносит цветы духовному учителю, вместе с горсткой лепестков от кладет к его стопам свое сердце. Мы же можем только надеяться на то, что когда-то в будущем это произойдет и с нами.
Книги Шрилы Прабхупады - это философия. Поэзия всегда трогает больше, чем философия. Поэзия сдвигает с мертвой точки наше сердце, а философия должна сдвинуть с мертвой точки наш рассудок. И то, и другое необходимо для полноценного духовного развития человека. Поэтому у вайшнавов помимо философских произведений есть бхаджаны, трогающие до слез.
Актуальное видео. Вайшнавская бизнес-школа.
Вспоминает Нара Нараяна дас:
Прабхупада и Аллен Гинзберг проводили совместную программу в университете Колумбуса, в штате Огайо. Прабхупада вел потрясающий киртан. Все пришли в экстаз и хотели танцевать, однако это был зал с креслами, и люди просто отбивали ритм руками по подлокотникам. Танец захватил всех, не только преданных, но и всю многотысячную толпу студентов. Гинзбергу нравилось сознание Кришны. Несмотря на то, что он так и не стал настоящим преданным, ему нравилось повторять мантру Харе Кришна. Правда, проводил он киртаны немного на свой лад.
Когда пришло время Прабхупаде говорить, оказалось, что у микрофона нет шнура, который надевается на шею говорящего. Аллен Гинзберг предложил Шриле Прабхупаде воспользоваться шнурком с его ботинка, но Шрила Прабхупада не хотел надевать себе на шею шнурок Аллена. Прабхупада сказал мне: «Нара Нараяна, дай мне свой священный шнур». До этого он говорил мне, чтобы я никогда не снимал священный шнур, но сейчас попросил его снять. Я почувствовал себя окрыленным. Я снял с себя священный шнур и протянул его Шриле Прабхупаде. Он поблагодарил меня и привязал шнур к микрофону.
Санкиртана, совместное пение святого имени Бога, возвышает и одухотворяет наше сознание. Исполненное радости состояние, в котором человек осознает Бога, выше любых предрассудков и материальных различий. В этой лекции Шрила Прабхупада объясняет значение Движения санкиртаны для современного мира (ноябрь 1968 года, Лос-Анджелес).
брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам
«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне [Кришне]» (Б.-г., 18.54).
Сознание Кришны исполнено блаженства, ибо этого уровня человек достигает лишь после того, как полностью освободится от материальных страданий. Такое состояние называется состоянием брахма-бхута. В этом состоянии человек чувствует примерно то же, что заключенный, вышедший на свободу после долгих лет заточения. Какое счастье он испытывает в этот момент! Подобным образом, достижение состояния брахма-бхуты сразу же наполняет человека радостью.
Какова же природа этой радости? На шочати: даже потеряв что-то ценное, человек не скорбит. На канкшати: и он не стремится к обогащению. Кроме того, на этом уровне человек видит духовное равенство всех живых существ. В другом месте «Бхагавад-гиты» говорится: пандитах сама-даршинах — «Мудрый человек видит, что с духовной точки зрения все живые существа равны». Именно с этого уровня по-настоящему начинается сознание Кришны, мад-бхактим лабхате парам. Итак, сознание Кришны — это деятельность живого существа после освобождения.
Nrisimha Chaturdashi Maha Abhiseka 2020 LIVE from Sri Mayapur Dham.
Эксклюзивный сериал о Шриле Прабхупаде "Prabhupada Memories". Собрание из 63 частей (более 90 часов) воспоминаний учеников Шрилы Прабхупады. Мы хотели бы, чтобы эти замечательные и тёплые воспоминания могли посмотреть как можно больше людей. По мере перевода на русский язык будут размещаться новые части.
1 серия: Воспоминания Хридаянанды даса Госвами, Хари Шаури прабху и Атмататтвы прабху об А.Ч. Бхативеданта Свами Прабхупаде, ачарье-основателе ИСККОН.
Как-то я заехал на автомойку. Сижу в машине. Кто-то начинает мыть машину. Я начал медитировать:
- У меня тут Божества, киртан "Джая Джаганнатх" поют из магнитолы, изображения Джаганнатха, книг полная машина. Это же вообще колесница Кришны! Я думаю:
- Этот человек, который моет машину, он же необычный, наверное. У него, наверное, сукрити есть! И к начальнику автомойки зайти бы неплохо наверное. Книги предложить, пожертвование попросить - тоже хороший, наверное, человек. Моемся здесь - ничего себе! - такое откровение вдруг пошло от Господа.
И как только я об этом подумал, дверь открыл мужчина и говорит:
- Хари Бол! - и закрыл сразу. Как будто Кришна проявился. Сижу. На меня как оцепенение какое-то нашло.
Через минуту этот человек запрыгивает в мою машину и кричит:
Сегодня день ухода Джаянанды Тхакура. В видео показаны все этапы, начиная с получения резолюции Джи-би-си в 2011 с благословениями на строительство. В проекте с самого начала были задействованы русскоязычные преданные: дизайн самадхи выполнил Ариндама прабху, часть пожертвований было собрана в России, в
том числе с продажи книги "Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура", менеджером проекта был преданный из России, менеджер строительства матаджи Лаванга лата из России, она и ее супруг Дарпаха прабху до сих пор поддерживают и ухаживают за самадхи в Маяпуре.
Русскоязычный сайт о Джаянанде http://jayananda.ru/
В 2011 году Управляющий совет ИСККОН Джи-би-си принял предложение установить мемориал для Джаянанды Тхакура. Самадхи Джаянанды Тхакура расположено на территории храма Джаганнатхи ИСККОН в Раджпуре, неподалеку от Маяпура. Самадхи было установлено теми же мастерами из Джаяпура, которые ранее построили пушпа-самадхи для Шрилы Прабхупады. 3 июня 2012 года состоялось торжественное открытие самадхи Его Милости Джаянанды Тхакура. В феврале 2017 года рядом с самадхи появился барельеф, выполненный Бхактисиддхантой прабху.